Политрук поневоле (wonderbull) wrote,
Политрук поневоле
wonderbull

Category:

Проект "Народовластие: ПЕРЕЗАГРУЗКА"

Опрометчиво назначенная "на завтра" публикация плана мистера Фикса не только отложилась со вторника до пятницы, но и вышла в итоге довольно краткой, вводной (что, впрочем, пойдет читателю только на пользу: все одно в ней бессовестно много букв). Виновны в срыве сроков, по мере убывания ответственности, ядовитый жук blister beetle, подлинно-национальный в своей пунктуальности перевозчик Эйр Индия, и бесконечная строительная активность делийской колонии тибетских беженцев Majnu-ka Tilla, которые, кажется, вознамерились заново отстроить отобранную китайцами Лхасу непосредственно у меня под окнами. Так или иначе, я решил пожалеть себя и публику, и не предварять данного текста ни развернутым обоснованием, ни подробной историей его возникновения. Как и чего ради я составлял данную программу изначально, сколько труда в нее вбухал, как собирался реализовывать в условиях общества тотального пофигизма - все это останется за кадром. Если из затеи в итоге выйдет что-то большее, нежели просто пост в жежешке, и у аудитории возникнут вопросы - я готов буду на них ответить, сказочка сама по себе любопытная.

Возможно, некоторую интригу, а также обоснованный повод усомниться в моем душевном здравии (Отчизна издревле богата энтузиастами, страдающими от нехватки аминазина в крови), читателю даст кое-какая статистика. Исходный текст программы разрабатывался мной около двух лет, и изначально не предполагал широкой публикаци. Структурно и стилистически он ориентирован на зануду-чиновника из какого-нибудь Минрегионразвития (как и у любого аналитика, у меня есть Свои Каналы, которые иногда даже работают). Бумага насчитывает более 200 тыс. знаков, разбита на 12 предметных разделов, включает несчетное количество параграфов с подпунктами, и так далее, и тому подобное. Короче говоря, опубликуй я эту бодягу as is, - и граждане, неспособные связно оформить жалобы в ДЕЗ, могли бы часами радостно скакать в камментах, уличая меня в реформаторском бреде, графо- и мегаломании. Впрочем, скакать будут и так. И все же, поскольку атмосфера в стране изменилась, народ заворочался, а с конкретными конструктивными предложениями пока никто не выступил, я посчитал небесполезным опубликовать некоторые положения этого талмуда. В значительном сокращении. Кроме того, я постарался придать тексту форму, посильную для восприятия людьми, не имеющими редкой и нелепой квалификации - навыка чтения сырых текстов комплексных программ бла бла бла.

В соответствии с суровым штилем державного канцелярита, в исходнике мой план был озаглавлен следующим образом: "Комплексная программа по реконструкции институтов гражданского общества на территории урбанистических агломераций Российской Федерации". Если сформулировать это проще - получится что-то вроде "как нам создать в городах РФ механизмы самоуправления нового типа". Для широкой аудитории и часть схемы пришлось перекроить, и название подобрать более броское. Сейчас мне нравится формула "Народовластие: ПЕРЕЗАГРУЗКА", вынесенная в заголовок.

---

Итак, "Народовластие: ПЕРЕЗАГРУЗКА".

Обобщая суть излагаемой идеи, можно сказать, что проект представляет собой не слишком противоречивую план-схему ненасильственного перезапуска социальных лифтов, частью - вдребезги разломанных в перепетиях новейшей российской истории, частью - давно застрявших между этажами по причине невостребованности населением. По идее, новая схема движения инициативных граждан по уровням общественного здания должна в обозримом будущем (в пределах одного электорального цикла) привести к качественной ротации политической элиты, и значительной реструктуризации административной системы страны. (А потом мы все вместе построим космический корабль, - шепчут мне голоса из Космоса, - и полетим колонизировать Альфу Центавра).

Для начала договоримся о целеполагании. Проблема, которую необходимо решить, далека от привычных завываний о "российском менталитете", проклятости и обреченности народов России как таковых, вопросов торгового баланса и структуры экономики, подлости чиновников, недостатков правоохранительной системы, и так далее. Все это - частью вражеская пропаганда, частью - симптомы нездоровья общественного организма, но никак не причины заболевания. Корень же беды, на мой взгляд, состоит, по пунктам, в следующем:

1. В настоящее время механизмы общенародного контроля над курсом России не функционируют. "Партия не дает порулить". Рядовые граждане не принимают участия оценке качества управления ни на одном из эшелонов власти, и никак не влияют на властный процесс. Принятие выгодных народу, да и просто правильных, рациональных государственных решений становится предметом личной воли чиновника, находящегося в конкретном кабинете. Это - пресловутый режим "ручного управления". Необходимо вернуть власть под контроль граждан страны, и сделать ее рациональной, подчинив внятным, достижимым целям.
2. Политическая система России кромсалась в разных интересах так долго, что использование ее для представительства интересов граждан через попадание в вышеописанные кабинеты компромиссных для общества фигур более нецелесообразно. В первую очередь потому, что незамаранных персоналий остался самый минимум, и на коренное изменение ситуации их все равно не хватит. Большинство же акторов нашего политпространства либо декоративны, либо действуют в интересах олигархических групп. Уместно, впрочем, отметить, что эта проблема обусловлена текущим цивилизационным этапом, и существует не только в нашей стране. Необходимо привнести в систему управления "свежую кровь", причем кровь чистую, здоровую.
3. Моральное состояние гражданского общества РФ оценивается как вялый нигилизм: правовой, идеологический, ценностный. Никто никому не верит, имея для недоверия вполне веские основания. Советский коллективизм рухнул раньше самого СССР. За годы позднесоветского разочарования и два десятилетия капиталистического строительства люди окончательно разучились с толком действовать сообща. Как следствие высокого порядка - у общества исчезли внятные общепризнанные идеалы, отмерли механизмы поиска совокупных интересов, принятия и проведения в жизнь консолидированных решений. Проворовались и дискредитировали себя многие контрольные органы, заврались и утратили авторитет все без исключения СМИ. Необходимо вернуть гражданам навык совместной работы и презумпцию доверия друг другу, начав этот процесс с самой основы.
4. В таких условиях соответствие предпринимаемых управленческих шагов интересам народа не является первоочередной задачей обобщенных "элит": политиков, бюрократии и иных представителей власти. Решения принимаются, исходя из собственных или корпоративных интересов чиновника, депутата, сенатора. Но и принятые с благими намерениями программы пробуксовывают, не находя оформленной во что-то конкретное поддержки снизу. Без общественного контроля ("нас не спрашивают") средства разворовываются - истеблишмент ("с нас не спросят") развращается все сильнее - недовольство и недоверие в народе растут ("нас опять не спросили"). Необходимо разорвать порочный круг "верхи не слышат масс и чхали на них- низы тихо ненавидят всех подряд".
5. При этом традиционный российский патернализм, политическая наивность, тяга не глядя доверять авторитетам, зачастую дутым, оставляют широчайший простор для манипуляций общественным сознанием. Это несет в себе угрозу нового передела общественного блага в пользу тех, кто располагает ресурсами для манипуляций (в первую очередь, медийными - ведь мы живем в век массовой информации). Аналогичным образом подрастающая позднесоветская партийная бюрократия 80х, не считаясь потерями, разрушила страну, чтобы отпилить себе по кусочку, выставив своим фронтменом харизматика Ельцина. История любит повторяться: теперь терзать страну примется обманом взятый жуликами на поводок "креативный класс". Необходимо добиться того, чтобы общество прошло точку бифуркации мирно, с минимальными потерями и максимальной выгодой для базовых социальных слоев.
6. Естественным путем сложившийся комплекс проблем может разрешиться либо через масштабный кризис (серия переворотов, революция, гражданская война), либо - через всенародное "переоформление общественного договора". Для реализации последнего сценария, однако, необходимо существование в обществе в каких-либо внятных структур, способных участвовать в процессе от лица народа. При этом важно обеспечить независимость таких структур, их неангажированность (в противном случае их скупят олигархи, замотают чиновники или запугают силовики; все три варианта мы и без того наблюдаем в политической жизни последние 20 лет, а жители стран западной демократии - любуются аналогичным процессом около двух веков). Небходимо создать принципиально новую силу, укорененную "в народе", гибкую и лишенную уязвимостей для манипуляций. Силу, с которой элитам легче будет договориться добром, чем перекупить ее или запугать.
7. Вывод: чтобы сформировать такую структуру, независимую от "сильных мира сего", необходимо обеспечить базу, основу, "строительный материал" народовластия. Нужно добиться формирования широкой, проникающей в каждый регион и в каждую социальную микрогруппу, не вовлеченной в махинации "старых сил" прослойки гражданских активистов. Объединившись, они могли бы говорить от лица народа, оставаясь его неотъемлемой частью.


Задача по созданию такой прослойки сложна, но разрешима. Достаточно лишь создать минимально необходимую инфраструктуру, и провести масштабную информационно-пропагандистскую кампанию, направленную на активизацию масс, их структурирование и налаживание связей между представителями созданных структур. Масштабность кампании, с учетом возникновения новых способов общения людей между собой, обеспечить все еще трудно, но уже вполне реально. Что до инфраструктуры, то значительная часть необходимых для этого законов, форм объединения, механизмов взаимодействия граждан с органами власти, готовых общественных площадок - существует и в настоящее время. Увы, почти никто этой работой не занимается, пока петух в темя не клюнет.

(Достаточно напомнить, что в период катастрофических пожаров граждане объединялись в добровольческие структуры быстро, эффективно и при пусть безалаберной, но все же поддержке властей. Выражаясь образно, нарастающие в обществе "оранжевые настроения" - это такой же пожар, всенародная беда. И, напротив, нарастающая политическая реакция чинуш - тоже пожар, не ведущий ни к чему хорошему. Ловушка подстерегает нас в том, что вместо комиссий по устранению причин возгорания и мобильных пожарных команд, граждане, кто - по наущению беспринципных "лидеров", кто - вполне искренне и с наилучшими намерениями, принялись формироваться в отряды по борьбе с представителями "противной стороны". Это не только ведет к крови, но и попросту неконструктивно, так как не решает проблемы контроля над управленческими решениями. Оранжад ведет к смене людей в кабинетах, реакция - к закреплению людей в кабинетах. Но все не может вечно упираться в людей в кабинетах. Проблемы нужно решать институционально, создавая механизмы, обеспечивающие защиту интересов общества вне зависимости от того, с какой фамилией винтики История вкрутит в критически важные места системы).

Прелесть предлагаемого плана состоит в том, что он последовательно решает вышеперечисленные задачи, обходя сложные места за счет некоторых имманентных особенностей создаваемой структуры.

- Например, ввиду того, что отдельные элементы конструкции объединяются не вокруг абстрактных (навязанных лидерами или философами) идей, а вокруг предметной проблематики - это снимает пролему идеологических противоречий. В организациях, входящих в сетевую структуру, могут вместе работать И люди с Болотной, И люди с Поклонной. Более того, они довольно скоро поймут, что они - одни и те же люди. Народ России.
- Ввиду того, что сетевая организация складывается из отдельных, мелких вплоть до микроуровня блоков и объединений, "скупка лидеров" теми, кто хотел бы влиять на принимаемые решения, становится нерентабельной. Отсутствие же рентабельности - единственный аргумент, который железно способен не допустить бизнес вмешиваться в политический процесс.
- На каждом из этапов предлагаемого плана, его участники заняты чем-то достойным, вызывающим уважение: сначала они ищут и знакомятся с единомышленниками, потом - вскывают актуальные проблемы, потом - творчески решают их, параллельно обучаясь управленческим решениям, потом - вливаются в политическую и административную систему страны. Нет вечного нашего политического унылого карнавала - "сначала мы 5 лет без толку боремся за власть, и все показывают на нас пальцем, как на фриков, и только потом нам может быть будет хорошо". На каком шаге ни остановись, все равно ты был занят чем-то интересным и полезным ПРЯМО СЕЙЧАС.
- Процесс не скучен. Его можно рассматривать как игру: кто в детстве не мечтал собрать команду друзей, и построить что-нибудь эдакое? Процесс можно рассматривать как миссию: каждый шаг что-то да улучшает в окружающем пространстве. Процесс можно рассматривать как хакерский взлом системы: тут созданы выгодные кому-то условия игры? Те, кто их создал, думают, что они самые умные? Ха!
- План позволяет полноцено участвовать в "работе над страной" гражданам с любым спектром амбиций. Те, чьи планы не простираются дальше спокойной комфортной жизни, могут ограничиться учстием в ТСЖ, да время от времени поддерживать те из проектов, которые им особо понравятся. Те, у кого застоялось шило в ягодице, могут посвятить проекту много сил - и добиться личной реализаци.
- Наконец, в итоге итогов, рано или поздно, так или иначе, участники проекта смогут ответить на вечный вопрос о "национальной идее России", да и о смысле жизни, если на то пошло. Чего ради мы все здесь собрались? ЧТО МЫ ТУТ ДЕЛАЕМ, ПОМИМО ОКУЧИВАНИЯ СВОЕЙ ГРЯДКИ?
- И, как следствие, потенциал России (а что бы нам такое удручающее ни лили в уши последние два десятилетия, страны с подобными нашей гигантскими объективными преимуществами на планете больше нет, тупо - нет, ищите - не найдете), будет наконец реализован. Разрешив всю мешающую жить и творить мелочевку, счистив с корпуса нашего космокрейсера грязь и полипы, облепившие его за годы скитаний по темнейшим морям Истории, мы сможем заняться любым делом, какое только покажется нам достойным усилий. От превращения Сибири в мировой промышленный центр до решения проблемы биологического старения организма. От построения общества социальной справедливости, до колонизации планет Солнечной системы. Человеку русской культуры скучно работать на один только кошелек. Не таковские мы люди.

Теперь, обрисовав радужные горизонты, переходим собственно к плану действий. Вот предельно краткое изложение предлагаемой рациональной схемы действий в нашей конкретной ситуации:


0. Начинать можно прямо сейчас. Мобилизационная кампания в Интернете и СМИ, до которых можно дотянуться. Нужно прямо сообщить всем, кто еще может услышать: хватит ныть в камментах! Хватит подпевать кукловодам! Хватит ходить в массовке по чужим митингам! Хватит заниматься ерундой! И особенно - хватит бухать от бессилия! Наши деды и прадеды находили уйму времени для общей работы - не потому, что их воодушевляли лозунгами и пугали лагерями, а потому, что они видели пользу от коллективизма, и понимали, что кроме них самих, никто не сделает их жизнь лучше. Это и есть главный и единственный лозунг кампании: "Построим свое будущее сами!".
1. Лето 2012 и далее. Инициация широкого диалога всех со всеми. Проведение максимально широкого сбора мнений граждан. Инвентаризация существующих и известных на низовом уровне конкретных проблем.
2. Осень 2012 и далее. Создание гражданских микрообъединений по выявленной в пункте 1 проблематике. Определение тех проблем, которые волнуют людей сильнее всего (ради чего люди готовы тратить свое личное время, те проблемы и являются наиболее важными). Возникновение "строительного материала" народовластия - большого числа активистов и созданных ими объединений.
3. Зима 2012-2013 (и далее, по мере необходимости). Разработка механизма взаимодействия и взаимной поддержки гражданских микрогрупп. Это одновременно чертеж и цемент будущей стройки: как и чего ради инициативные группы работают вместе.
4. Лето 2013 - осень 2014. Пошаговое решение поставленных на первом этапе задач. В ходе конкретной работы выявляются эксперты, активисты, стихийные лидеры. Среди проявивших наиболее ценные личные качества ведется их последовательная подготовка к интеграции в административную систему (муниципальная, шире - исполнительная власть). В Москве на осень 2013 выпадают выборы в Мосгордуму, - московским активистам желательно к этому моменту иметь список проявивших себя кандидатов в депутаты, и пулы сторонников.
5. Зима 2014-2015 и далее. Постепенный вывод общей работы на сетевой уровень. Постановка и решение более масштабных задач, решение которых потребует объединения на межрегиональном уровне. В ходе этой работы среди активистов выявляются те, кто способен и расположен к законотворческой деятельности. Ведется лоббирование коллективно принятых решений (через игроков существующей политической системы).
6. Не позднее лета 2015. формирование бренда "неполитической политической партии". Создание местных независимых общественно-политических СМИ для коммуникации успешных примеров общей деятельности. Создание общенационального информационного ресурса (вплоть до того, чтобы добиться часа эфира в неделю на Общественном телевидении).
7. Начиная с лета 2015. Подготовка и участие в думской избирательной кампании (осень 2016) и фактический переход власти к гражданскому обществу.

Не спешите звать санитаров. За этими семью не вполне очевидными пунктами имеется имеется более подробный список - из просматриваемых на первых порах конкретных шагов, необходимых для последовательного продвижения от этапа к этапу. Причем, эффективны ли окажутся мои конкретные фантазии - не принципиально важно. Главное - начиная с первых шагов работы ее участниками запускаются механизмы гражданской самоорганизации. Они естественным путем вносят необходимые коррективы как в тактическую деятельность каждой группы, так и в глобальную стратегию. Причем в этой работе находится место каждому.

Давайте теперь развернем тезисные пункты программы во что-то более понятное, пошаговое:

0. Шаги подготовительного этапа очевидные: звонить во все доступные колокола, чтобы люди зашевелились. Хотя бы услышали, что есть такая затея - начать что-то делать. Формулировки не важны, идеология не принципиальна (пусть расцветают все цветы), конкретика может быть любой. Важно ПОДНЯТЬ всех, кто еще может подняться, и сказать: харе дурака валять, пришли интересные времена, готовьте списки друзей и единомышленников, нам нужна команда, потому что МЫ, НАКОНЕЦ, НАЧИНАЕМ.
- Обсуждения в блогах.
- Разъяснительная работа.
- Подготовка агитматериалов.
- Сортировка собственных контактов: с кем мы идем в разведку.
- Поиск существующих объединений, которые могли бы вам подойти.
- Если таких нет, - формулируйте то, что вас тревожит, и ищите, кого это тревожит тоже.
- Создание первых инициативных групп.


1. Шаги первого пункта состоят в том, чтобы в подробностях выяснить, что именно нужно сейчас обществу. Не по лозунгам - по сути. Что нужно каждой социальной группе, какой бы маленькой она ни была. Что тревожит вот именно важу компанию из непосредственно данного вам в ощущениях. Текущая крыша в вашем доме? Нехватка детских садов на районе? Неуважение прав мотоциклистов на дороге? Судьба выпускников ближайшего детского дома? Вор в законе, окопавшийся в мэрии? Необходимо выяснить, что требуется тем и этим, тут и там, таким и сяким, и насколько важна и разрешима на практике каждая конкретная задача. (Механизмы для этого частью уже существуют, частью - не слишком сложны в реализации).
- При участии граждан, заинтересовавшихся проектом в онлайне, разрабатывается первичная схема действий: "ударные" формулировки задач для агитации населения к участию в "Инвентаризации проблем", сами агитационные материалы, инструментарий сбора информации. Проводится планирование мероприятий по сбору мнений, формируются первые инициативные группы.
- Пунктом сбора мнений граждан может быть минимально оформленный стенд в месте массового скопления людей. Идеальная площадка - обычный субботник (для которого сначала нужно добиться массовости), но сгодится и городской праздник, и рыночная площадь, и вестибюль института, и заводская проходная, и раздевалка спортклуба. Работающие на точках активисты собирают информацию о том, что тревожит народ, - а в ответ предоставляют информацию о том, что собираются делать, и как им можно помочь.
- Подписи, деньги, заявлени о вступлении собирать не нужно, - нужно искать людей, имеющих что сказать, и желающих что-то изменить. Их будет не так много. Из них и складываются открытые коллективы, на которых по мере реальной работы будет нарастать "мясо" микроорганизаций.
- По мере сбора сведений, возникает задел для создания всероссийской базы данных, содержащей информацию о текущих проблемах (в перспективе - об объединениях, сложившихся вокруг проблем, предпринятых шагах по их решению, "успешных рецептах" решения проблем, и так далее).
- Для обощения и анализа собранной информации, ее популяризации, а также предложения решений по итогам работы, вчерне формируются группы: аналитическая, креативная, координационная. Последняя формируется на представительской основе (этот момент довольно тонкий, но вполне разрешимый). Документы, которые разрабатывают эти группы, носят рекомендательный характер - в интересах участников выпускать максимально качественный продукт, чтобы организации "на местах" были заинтересованы в его использовании.
- Создается база типовой документации для создания и регистрации объединений (следующий пункт программы), а также пул креативных решений для наглядной агитации.
- Создается карта динамики структурирования гражданского общества. С ее помощью на втором этапе плана активный гражданин может найти ближайшую точку сбора мнений, а также выбрать себе объединение, которое ему подходит, если такое уже кем-то создано.


Продолжение.
Tags: ПЕРЕЗАГРУЗКА, моя трибуна
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 127 comments